dralexmd (dralexmd) wrote,
dralexmd
dralexmd

Category:

[Заметки на полях Библии]: Откуда пошла традиция стоять женщинам в церкви отдельно от мужчин. Ковчег

http://wasin.livejournal.com/161163.htmlНикогда не задумывались, почему в православных церквах, надеюсь еще во многих, сохранилась благочестивая традиция того, что мужчины и женщины стоят порознь – женщины по левую часть церкви, мужчины по правую? Скажем так, практический смысл этого, особо легко, думаю, можно понять именно в наше время.

Как-то на одной из вечерних духовных бесед нашего прихода, тема вдруг перешла на злободневный вопрос дресс-кода и поведения в храме, о том, что современная тенденция упадка благочестивого отношения к одеянию и поведению в храме, приводит в соблазн других прихожан и нарушает молитвенный настрой. Немного в стороне, и отстраненно от беседы, сидела молодая пара, тесно прижавшись друг к другу, и не в силе оторваться друг от друга – влюбленные парень и девушка мило держались за ручку даже в храме. Они не прекращая что-то нежно ворковали друг другу, даже во время акафиста, который был до беседы, но когда зашла речь о дресс-коде и поведении в храме затихли и прислушались, и вдруг девушка поворачивается к своему парню и говорит, делая неожиданный вывод для себя:
- Вот, оказывается, почему в храме женщины стоят отдельно от мужчин!

Даже если женщина благочестиво одета, представьте себе, если она делает земной поклон перед носом, стоящего позади ее мужчины? В некоторых храмах, даже есть традиция, что мужчины стоят впереди храма (у амвона), а женщины сзади.

Итак, все же откуда пошла эта традиция, чтобы женщины стояли в стороне от мужчин? Может не стоит ее уже держаться и все это уже смахивает на ханжество, как любят возмущаться все больше женщин и либерально-настроенных, упоенных европейским духом?



Можно конечно изучить этот вопрос с исторической точки зрения – если окунуться в глубь истории, то уже в Соборе Св.Софии в Константинополе (VIв. н.э.) видим, что имеются отдельные галереи - «катехумены» («гинекии»), на верхних уровнях, где располагались женщины [8], что, в принципе, было обычным для византийских храмов (см.подробно: Р.Тафт, [8], "Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?"); еще раньше, о такой же традиции разделения мы можем судить и в IVв, по крайней мере в Иерусалиме, со слов Св.Кирилла Иерусалимского (см.ниже); или, если мы углубимся в историю еще намного веков дальше, то такое же разделение наблюдаем и в ветхозаветные времена при Втором Иерусалимском Храме (Vв. до н.э.) (трактат Миддот). Но оставим это все на изучение историков, а история, как известно, весьма субъективна и имеет тенденцию меняться, в зависимости от ангажированности, вот и по этому вопросу, к примеру, тот же Р.Тафт, одной из причин отделения женщин от мужчин в храме, называет половую дискриминацию.

Нас же интересует, что мы можем извлечь по этому вопросу из самого Божественного Откровения, и окунемся в историю к самим истокам развития человечества от Ноя и его сыновей. Как не удивительно, но некоторые зерна и намеки, касательно нахождения мужчин и женщин в церкви, можно найти именно там.

Итак:
Бог призывает Ноя и его семейство оставить, развратившееся общество и войти на Ковчег, после чего последует небесная кара:
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
(Быт.7:7)

***
13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
(Быт.7:13)

Не замечаем ничего? Давайте посмотрим, как они, после окончания потопа, вышли из Ковчега:
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
(Быт.8:18)

Вроде бы никакой разницы. Но вот все же этот, на первый взгляд, не особо значащий момент, в церковно славянском переводе совсем немного, но все-таки иначе:
18 И изыде ное и жена его, и сынове его и жены сынов его с ним,
(Быт.8:18)

Может переводчикам на русский сохранение точного повествования о выходе из Ковчега, показалось незначительным, или в самой Масорете, с которой сделан перевод, изначально такая погрешность, но очевидно, что именно церковнославянский перевод, который сделан с Септуагинты (проблема расхождения между текстами Масореты и Септуагинты, это другая большая тема), наиболее точный, т.к. чуть выше, Сам Бог указывает Ною на этот порядок:
15 И сказал Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
(Быт.8:15,16)

Т.е. если вначале в Ковчег входят одни лишь мужчины, а за ними женщины, то выходят уже попарно: Ной с женой и сыновья с женами.
Вроде бы какая разница? Подумаешь, вошли-вышли… Но в Библии нет ни одного слова случайного, тем более, когда Сам Бог говорит, не просто «выйдете!», но именно «выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою».

Давайте посмотрим, как эти стихи комментируют Св.Отцы:
«Теперь спросим: почему, когда Ной и остальные входили в ковчег, они делали это в таком порядке: сначала сам Ной и его сыновья, затем жена Ноя и жены его сыновей; изменился ли этот порядок, когда они выходили из ковчега? Ибо написано: выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих. Тем самым Писание указывает: при входе имело место воздержание от деторождения, при выходе - само деторождение. Ибо вначале первыми зашли отец с сыновьями и сыновья с отцом, а затем - жена отца и жены его сыновей, то есть не было смешения полов при входе; однако при выходе они смешались.

Итак, самим порядком входа в ковчег праведнику было ясно показано, что тогда было не время предаваться совокуплению и наслаждению, ибо всем грозила близкая гибель. Потому и в Евангелии Господь осуждает людей за то, что во времена Ноя они ели и пили, приводили жен и выдавали замуж дочерей: за их невоздержность и был наслан на них потоп. Ибо то было время скорби, а не радости, и праведник не наслаждался общением с женой, и дочери праведника не стремились к брачному сожительству: ведь когда живым грозила смерть, было бы непристойно рождать! Зато после, когда прекратился потоп, по праву пришло время брачного сожительства, чтобы дать рождение другим людям».

Амвросий Медиоланский, "О Ное" [7]

Насколько просто и интересно оказывается – в простом порядке входа и выхода из Ковчега, скрывается определенный смысл. Если будем уже более внимательными, то, оказывается, это касается и самих животных:
15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
(Быт.7:15,16)

***
19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
(Быт.8:19)

«В ковчег вводил Бог порознь, чтобы сохраняли чистоту, изводит же попарно, чтобы растились и множились на земле. И животные хранили чистоту в ковчеге; сие видно из слов: вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть изведи с собою: и раститеся и множитеся на земли».

Св.Ефрем Сирин, [2, Толк. на Быт. 8:15-16]
Но спросят: все хорошо и интересно, но причем тут жизнь в Ковчеге и стояние в церкви?

Ну, начнем с того, что, как хорошо известно, Ковчег – это прообраз Церкви (кто не войдет в Ковчег, тот не спасется), а Ной – это прообраз Христа (все, кто не послушался Ноя, не поверил его словам и не последовал за ним – все погибли).

«…Бог повелел сделать ковчег, в котором бы он со всеми своими, т. е. с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог спастись от потопа, – то, без всякого сомнения, служит образом странствующего в этом веке града Божия, т. е. Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Ибо и размеры ковчега, его длина, высота и ширина, являются образом человеческого тела, облеченный в истинную природу которого должен был прийти к людям Обетованный, и пришел».

Св.Августин Аврелий, [1, Книга XV, Глава XXVI ]

***
«Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30)».

Св.Киприан Карфагенский, [5, С.174]

И конечно же, если относительно Ковчега, речь идет от воздержании в брачном сожительстве, то относительно Церкви, в духовном плане, речь идет о целомудрии:
«Когда Ною повелевалось войти в ковчег и поручалось сохранить семя мира, ему было приказано так: вниди ты, говорит Бог, и сынове твои, и жена твоя, и жены сынов твоих (Быт. VII, 7). Он отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие избегли пучины и того всемирного потопления. После же прекращения потопа Он говорит: изыди ты, и жена твоя, и сынове твои, и жены сынов твоих (Быт. VIII, 16). Вот опять дозволен брак для размножения рода человеческого».

Св.Иоанн Дамаскин, [3, Глава XXIV: О девстве]

Нужно быть целомудренным, как в христианской жизни на пути спасения (в сакральных границах Вселенской Церкви), так и в самом Божьем Доме, т.е. церкви, с чего мы и начали все наше повествование. Исходя из этого и появилась традиция в церкви мужчинам и женщинам стоять раздельно, а не из-за половой дискриминации:
«14. Когда бывает заклинание, тогда, до прибытя других заклинаемых, мужи должны пребывать с мужами, а жены с женами. Кстати теперь вспомнить о ковчеге Ноевом. В нем были Ной, и сыны его, и жена, и жены сынов его. Хотя один был ковчег, и дверь затворена: однако все было там в порядке. Хотя затворен храм, и все внутрь оного: однако должно быть разделению между вами; мужам должно быть с мужами, а женам с женами, дабы предположение спасения не было случаем к погибели. Доброе предположение, — сидеть одному близ другого; но удалены да будут страсти».

Св.Кирилл Иерусалимский, [6]

Те же, кому претит эта традиция, а есть даже такие, кто возмущается по этому поводу – вводят в церковь страсти и соблазны. В церкви все должно быть « благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Каждый раз, входя в церковь, мы входим, как в Ковчег - входим раздельно (Быт.7:7), выходим вместе (Быт.8:18).

Хотя Св.Иоанн Златоуст пишет, что в апостольские времена такого положения не было, так христианские женщины и мужчины были весьма благочестивыми, но со временем, пришлось ввести разделение, т.к. нравы среди христиан, с распространением веры, как видим из множества свидетельств Св.Отцов, к четвертому веку уже весьма пали, и падение это продолжается до наших времен:
http://wasin.livejournal.com/161163.html«Прежде выслушай, что ты произносишь, когда поешь: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” (Пс. 140:2). Но если не фимиам, а смрадный дым восходит от тебя и от твоих дел, то какому не достоин ты подвергнуться наказанию? Что же это за смрадный дым? Это знают многие, именно те, которые заглядываются на красивых женщин и высматривают привлекательных девиц. Не удивительно ли еще, как не разразятся удары грома, и не разрушится все до основания? Действительно, стоит громов и геенны то, что здесь бывает. Но Бог, по Своему долготерпению и великой милости, удерживает до времени гнев Свой, призывая тебя к покаянию и исправлению. Что ты делаешь, человек? Высматриваешь красивых женщин и не трепещешь, нанося такое оскорбление храму Божию! Ужели ты считаешь церковь непотребным домом и ставишь хуже площади? На площади ты боишься и стыдишься быть примеченным, что высматриваешь женщин; а во храме Божием, когда сам Бог беседует с тобою и угрожает за такие поступки наказанием, ты блудодействуешь и прелюбодействуешь в то самое время, когда слышишь, что не должно этого делать. И ты не трепещешь, не ужасаешься? Этому научают вас соблазнительные зрелища, - эта неистребимая язва, вредоносный яд, сети, из которых трудно избавиться попавшимся в них, удовольствие и вместе погибель для сладострастных.

Вот почему и пророк в своем обличении говорит: “Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти” (Иер. 22:17). Лучше таким людям быть слепыми, лучше быть больными, чем так злоупотреблять зрением. Надлежало бы иметь внутри храма стену, которая отделяла бы вас от женщин. Но как вы не хотите этого, то отцы признали необходимым отделить вас, по крайней мере, этими деревянными досками; в древнее же время, я слыхал от старцев, не было и таких стен, - “нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), - да и во времена апостолов вместе находились мужчины и женщины. Тогда и мужчины были мужчинами, и женщины женщинами, а ныне все напротив: женщины усвоили себе нравы блудниц, а мужчины ничем не лучше коней неистовых. Не слыхали ли вы, что мужи и жены пребывали вместе в горнице, и такое собрание достойно было небес? И вполне справедливо, потому что и женщины в то время вели жизнь благочестивую, подвижническую, и мужчины хранили чистоту и целомудрие. Послушайте, что говорит женщина, торговавшая багряницею: “Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите [у] [меня]” (Деян. 16:15)».


Св.Иоанн Златоуст, [4]

P.S. В заметке использованы фотографии Васина Валентина (wasin) из его заметки: "Пасхальный треш!"
Библиография
[1] Св.Августин Аврелий. О граде БожиемТ.3 //в собр.: Творения: издание второе ; (под ред.) ЕРЕМЕЕВА, С. И. Науч.-попул. изд — Спб,Киев: Алетейя; УЦИММ-пресс, 2000.
[2] Св.Ефрем Сирин. Толкование на книгу БытияТ.6 //в собр.: Творения: Репринтное издание — Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (1), С. 5–51
[3] Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры: Книга IVТ.1 //в собр.: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина: Пер. с греч. Т. 1 — Санкт-Петербург: Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913, С. 295–345
[4] Св.Иоанн Златоуст. Толкование на святого евангелиста Матфея: Книга 1,2Т.7 //в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе — Санкт-Петербург: С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).
[5] Св.Киприан Карфагенский. Книга о единстве ЦерквиТ.2 //в собр.: Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Ч. 1-2 — Киев: тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879 (Библиотека творений Св.Отцов и учителей церкви западной), С. 170–193
[6] Св.Кирилл Иерусалимский. Прокатехизис: Слово предогласительное, или предисловие к словам огласительным [Слова огласительные и тайноводственные] //в собр.: Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского . 2-е изд — Москва: типография В.Готье, 1855, С. 7–19
[7] Книга Бытия: Главы 1-11 [Ветхий Завет] Т.1 //в собр.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. ; (под ред.) Томас К. Одэн. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина — Тверь: Герменевтика, 2007 (11).
[8] Р.Тафт. Женщины в византийском храме: где, когда — и почему? [Электронный ресурс]. — URL: http://krotov.info/libr_min/19_t/taf/t_09.htm

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

7 февраля 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com





Заметки по теме:

доп.теги:
Tags: Библия, Библия и современность, Ветхий Завет, Заметки на полях Библии, Св.Августин, Св.Ефрем Сирин, Св.Иоанн Златоуст, Св.Киприан, Церковь, дресс-код, женщины, животные, семья, статья, цитата
Subscribe

promo dralexmd august 15, 2014 18:39 46
Buy for 20 tokens
..."чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Матф.24:24) "Президент России Владимир Путин в режиме телемоста в субботу дал старт разведочному бурению на платформе West Alpha на самой северной скважине России - Университетская-1 в Карском море. В церемонии запуска приняли…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment