dralexmd (dralexmd) wrote,
dralexmd
dralexmd

Category:

О том, что "Беседа сарацина с христианином" не относится к авторству Св.Иоанна Дамаскина.

Есть предположение, что творение Св.Иоанна Дамаскина "Беседа сарацина с христианином"  и еще несколько его трудов, не принадлежат авторству преподобного. Но обо всем по-порядку.

Обратил особое внимание на работу Св.Иоанна Дамаскина "Беседа сарацина с христианином" из-за одной цитаты о крещении в контексте спасения души - просто сейчас с подачи модернистов и любителей высокомудрствовать, распространяется такая ересь, что возможно спасение без крещения (см. заметку: "Ода Осипову. Лекция о.Петра Прутяну"). Все вроде бы хорошо, но вот согласно этой цитате, Св.Иоанн Дамаскин, чуть ли не единственный, кто понимает буквально крещение ветхозаветных праведников:


"(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа.

X.: Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати Божией".

Св.Иоанн Дамаскин, [1, С.77]


Остальные отцы и учителя Церкви считали, что в ВЗ был лишь прообраз крещения (см. к примеру заметку: "Св.Григорий Нисский о всех прообразах крещения в Ветхом Завете").

Честно, цитата несколько задвинуло в ступор, тем более, что эту "кость" уже подобрали маргиналы (особомудрствовающие модернисты), которым только и дай, что-нибудь этакое, что выходит за рамки святоотеческого Предания (паталогическое увлечение телогуменами и новейшими изысканиями, которым не дают покоя лавры Св.Максима Исповедника - они, кстати, читая между строк, пытаются и ему приписать мысль Св.Иоанна Дамаскина), и грызут нещадно, выстраивая странное богословие от которого возникает куча вопросов. Но речь не о них.

Само творение, нужно признать, по стилю несколько весьма странно, это бросается в глаза сразу, но имя Св.Иоанна заставляет закрыть глаза и принять, как есть. Но потом уже обратила на себя внимание другая цитата из этого же творения:


"(9) Если спросит тебя сарацин: "Та, которую вы зовете Богородицей, умерла или жива?", говори ему: "Не умерла", полагаясь на доказательство из Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть человеческая, но не заключив и не покорив, как нас, - нет, - но как если сказать: первый человек уснул и лишился ребра"".

Св.Иоанн Дамаскин, [1, С.80]


Вот с этого "ибо об этом и говорит Писание" все и началось, т.к. в Писании такой фразы, естественно нет. Благодаря viktorpetrov вышел на интересное обсуждение "О каком Писании говорит Иоанн Дамаскин?", где высказывалась версия, что это творение не принадлежит Св.Иоанну, а дальше уже д.Георгий (yurij_maximov) подсказал, где искать.

Итак, со слов д.Георгия, есть все основания считать, что произведение не относится к авторству Св.Иоанна, а принадлежит некоему Сисинию Грамматику. Но и оно является лишь обработкой одного из диалогов другого древнего богослова епископа Феодора Абу Курры (родился около 750 году в Эдессе, умер около 820 года, считал себя учеником Св.Иоанна Дамаскина).  Смотрим  "Византийские сочинения об исламе" (под ред.Ю.В.Максимова):


«Прп. Иоанну Дамаскину приписываются также ещё некоторые сочинения, касающиеся ислама:
• «Разговор сарацина с христианином»,
• «Мученичество святого Петра Капитолийского»
• Два фрагмета из несохранившегося сочинения

«Разговор» совершенно точно не принадлежит прп. Иоанну, (прим. Dr.Alex: см.цитату ниже) относительно аутентичности фрагментов выразил сомнение Khoury12, относительно «Мученичества святого Петра» — издатель текста Peeters. Возможно, то, что касается последних двух сочинений, нуждается в более тщательном отдельном исследовании, здесь же мы ограничимся главным антимусульманским сочинением прп. Иоанна». [2, С.10]




«Из этих семи 35-38 диалоги Абу Курры совпадают с «Разговором Христианина с Сарацином», приписываемым прп. Иоанну Дамаскину58. Собственно упомянутое сочинение во многих списках встречается анонимно, а в одном надписано именем некоего Сисиния Грамматика. Только публикация в греческой патрологии Миня с атрибуцией прп. Иоанну Дамаскину послужила основой весьма распространённого ошибочного убеждения, что это сочинение принадлежит перу прославленного Отца Церкви.

Совпадение этого сочинения с диалогами Абу Курры было замечено ещё авторами XIX в., которые почти все были убеждены, что Феодор использовал «Разговор» прп. Иоанна59. Однако при тщательном сопоставлении становится очевидным, что как раз наоборот, 35-38 диалоги послужили материалом для составителя «Разговора». Видно, как он расширяет их, пытается выстроить в одно собеседование, что всё равно не получается, и «Разговор» очевидно распадается минимум на два отдельных, написанных в разных стилях диалога (1-4 и 5-11). В «Разговоре» аргументы 35—38 диалогов переделаны так, чтобы приблизить их к повествовательной форме и сделать более популярными. Последнее касается того, что в диалогах сами логические ловушки сарацин, против которых они составлены, почти никогда не раскрываются, предполагается, что тот, для кого они написаны, и так понимает, о чём идёт речь, в «Разговоре» же они во многих случаях объяснены.

Автор «Разговора» вставляет пояснения (Д35.29-Р35), в которых текст диалогов действительно нуждается, иногда в форме «реплики в сторону» (Р37—38), иногда вводя повествовательные обороты, иногда раскрывая то, что у автора диалогов лишь схематично намечено. Некоторые слова заменены им на более точные и расхожие синонимы. Автор высказывает практические советы по применению того или иного аргумента (Р144—147), снабжает их историческими примерами (Р136-137), связывает ответ с первоначальным вопросом (как с вопросом о иудеях), иногда развивает аргументы, как, например о тварности или нетварности Слова Божия.

Из сопоставления этих памятников легко сделать вывод, что диалоги — это рабочие черновые заметки, адресованные узкому кругу людей, в то время как «Разговор» — их художественная обработка, предназначенная для широкого читателя. По-видимому, «Разговор» представляет собой позднюю редакцию черновых записей диалогов Абу Курры, произведённую Сисинием Грамматиком, возможно, одним из учеников Феодора, как предположил Khoury60. Эту точку зрения высказали также Guterbock61 и Eichner62, указывая на те ошибки в «Разговоре», которые, по их мнению, не мог допустить Дамаскин.

58  См: Творения  преподобного  Иоанна Дамаскина / /  Пер.  Д.  Е.  Афиногенова.  М.:  «Мартис»,  1997.  С.  75—81.  («Святоотеческое  наследие»).
59 Например, см:  Саблуков Г.  С. Противомусульманские сочинения св.  Иоанна Дамаскина / / Миссионер.  1879. Т.  6.  С.  267.
60 Khoury А.-Т. Streilgesprach Zwischen einem Sarazenen und einem Christen / CISC, SG.T.3. S. 60.
61 Guterbock C. Der Islam im Lichte der byzantinischen Pblemik. Berlin, 1912. S. 15.
62 Eichner W. Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern // Der Islam. 1936. № 23. S. 137». [2, С.27–28]



Честно скажу, вначале не сразу разобрался во всей это путанице с версиями, хотя и перечитал раз пять, но в общем в итоге дело обстоит так: еп.Феодор написал свой диалог, к которому как раз меньше всего нареканий (ниже будет сравнение цитат), а потом некий Сисиний Грамматик (кстати, католик) обработал его для широкой публики, и эту версию, пока не знаю как, но присвоили авторству Св.Иоанну.

Маленькая проблемка  - еп.Феодор родился после смерти Св.Иоанна Дамаскина, вот и остается понять, как последняя точка в этой истории, как и почему обработку Сисиния приписыали Св.Иоанну Дамаскину? Чем было обусловлено решение издателей греческой патрологии, о включении труда в корпус книг преподобного?

Д.Георгий Максимов предполагает (из личной переписки) что, переписчикам попался именно именно текст без указания автора,  и они предположили, что это Св.Иоанна, т.к.  преподобный, один из немногих известных богословов того времени (когда только-только зарождалась новая религия), кто жил среди мусульман и написал тексты об исламе. А католический аббат Минь, когда издавал свою патрологию, просто доверился этому манускрипту, возможно, не зная о манускрипте с именем Синезия.

Но, чтобы быть до конца объективным, еще одна маленькая ремарка. "Беседа сарацина с христианином" изначально не включается во все издания трудов Св.Иоанна Дамаскина, но, к примеру, в издании Мартиса 1997 года, под ред.Афиногенова [3], размещен такой комментарий:


«По сравнению с трактатом против манихеев, «Беседа сарацина с христианином» представляет другую сторону полемического дарования св. Иоанна Дамаскина. Несмотря на то, что его авторство небесспорно, поскольку рукописи не содержат имени автора, кроме одной, которая приписывает сочинение некоему грамматику Сисиннию, все ученые согласны в том, что основные идеи трактата восходят к св. Иоанну. И если «Против манихеев» нацелено на самые глубокие мировоззренческие основы этой религии, без отвлечения на излишние подробности, то в «Беседе» разбираются как раз те конкретные вопросы, вокруг которых велась наиболее ожесточенная борьба в раннеисламском богословии». [3, С.302]



Т.е. видим, что изначально признается спорность авторства, но апеллируют к аргументу "все ученные", без указания ссылок (это кстати, напоминает аргументацию самих мусульман). В любом случае, имеем все-таки несколько неоднозначную ситуацию по поводу этого творения - имеются две кардинально-противоположные позиции: "совершенно точно ПРОТИВ" и "все ученые согласны ЗА".

В любом случае, даже если текст не принадлежит (что скорее всего) такому церковному авторитету, как Св.Иоанну Дамаскин, текст может быть полезен, как еще одно из многих свидетельств того, что на протяжении всей истории Церкви, и в 7-8-м веке, во времена еп.Феодора Абу Курры, также православно верили, что без крещения спасения нет, а не как хотят представить модернисты, что это современные выдумки (но, впрочем, заметка в данный момент не об этом).

Сравнение цитат из "Беседы" приписываемой Св.Иоанну и диалога еп.Феодора Абу Курры



стандартная версия (приписываемая Св.Иоанну) [1, С.77]:
---------------------
"(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати Божией".
из диалога еп.Феодора [2, C.54-55]:
Варавар: Разве же до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа.
Христианин: Да, было крещение в море и облаке, ибо все, как сказано, в Моисея крестились (1 Кор 10:1). Если же скажешь: «А как же до Моисея крестились?», скажу тебе, что сказал Христос мне: прежде нежели был Авраам, Я еcмь (Ин 8:58), и в другом [месте]: и за них я посвящаю Себя( Ин 17:19).



***



стандартная версия (приписываемая Св.Иоанну) [1, С.80]:
(9) Если спросит тебя сарацин: "Та, которую вы зовете Богородицей, умерла или жива?", говори ему: "Не умерла", полагаясь на доказательство из Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть человеческая, но не заключив и не покорив, как нас, - нет, - но как если сказать: первый человек уснул и лишился ребра".

из диалога еп.Феодора [2, C.56]:
XXXVII. Другое вопрошание [о Богородице и о творении]
[ Варвар]: Та, которую вы называете Богородицей, умерла или жива?
Христианин: Не умерла, и это говорю я, веруя в то, что доказывается из Писания. Ибо, как сказано, первый человек заснул и лишился ребра (см. Быт 2:27), так же и Её всесвятая душа как бы во сне предалась Богу.


Библиография
[1] Св.Иоанн Дамаскин: Беседа сарацина с христианином. в собр.: свящ.Максима Козлова, Д. Е. Афиногенова (Hrsg.): Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М. : Мартис, 1997, С. 75–82
[2] Ю.В.Максимов (ред.): Византийские сочинения об исламе //тексты переводов и комментарии// — Москва : Издательство ПСТГУ, 2012.
[3] Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники, под ред.свящ.Максима Козлова, Д. Е. Афиногенова — М. : Мартис, 1997.


теги:

27 июня 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Tags: Ветхий Завет, Св.Иоанн Дамаскин, Святые Отцы, богословие, д.Георгий Максимов, ислам, крещение, маргиналы, перевод/проблемы, цитата
Subscribe

promo dralexmd august 15, 2014 18:39 46
Buy for 20 tokens
..."чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Матф.24:24) "Президент России Владимир Путин в режиме телемоста в субботу дал старт разведочному бурению на платформе West Alpha на самой северной скважине России - Университетская-1 в Карском море. В церемонии запуска приняли…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments